Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
"По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова,
Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
с участием В.Б.Исакова - представителя Государственной Думы
Федерального Собрания, направившей запрос в Конституционный Суд Российской
Федерации,
руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции
Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи
3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36 и 105 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной
Думы Федерального Собрания о толковании части 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в понимании части 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о
толковании этой конституционной нормы относительно того, какой орган и каким
правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в статью 65 Конституции Российской
Федерации нового наименования субъекта Российской Федерации.
Заслушав выступление судьи-докладчика А.Л.Кононова,
объяснения представителя Государственной Думы, изучив представленные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Государственная Дума Федерального Собрания в своем запросе
исходит из того, что Конституция Российской Федерации не
определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования
субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской
Федерации. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может
вноситься актом Президента Российской Федерации; в случае же возникновения
разногласий по этому вопросу Президент Российской Федерации вправе использовать
свои полномочия в соответствии со статьей 85 Конституции Российской
Федерации.
2. Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации
не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению
Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее
субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской
Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к
исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение, принятое
в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации,
является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской
Федерации.
3. Статья 137 Конституции Российской
Федерации предусматривает особые случаи внесения изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации. Из сопоставления частей 1 и 2 статьи 137 ичасти 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации
следует, что только такие изменения статьи 65, которые связаны с принятием в Российскую
Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением
конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, вносятся на
основании федерального конституционного закона. Для включения в Конституцию Российской Федерации лишь нового наименования
субъекта Российской Федерации принятие федерального конституционного закона не
требуется.
Не является необходимой в данном случае и процедура,
предусмотренная статьей 136 Конституции Российской
Федерации, которая в соответствии с толкованием, данным в постановленииКонституционного Суда
Российской Федерации от 31 октября 1995 года, завершается принятием
специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус
и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального
конституционного закона.
4. Анализ норм главы 9 Конституции Российской
Федерации, регулирующих процедуру пересмотра Конституции и внесения
конституционных поправок, показывает, что предусмотренный частью 2 статьи 137 упрощенный
порядок включения в статью 65 нового наименования
субъекта Российской Федерации допустим только в тех случаях, если
переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных
конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в статьях 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции Российской
Федерации.
Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской
Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного
строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов
Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других
государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или
конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно
содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее
государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо
территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и
принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать
противоречащие Конституции Российской Федерации
идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать
исторические или этнические традиции.
5. Президент Российской Федерации на основании статьи 80 (части 1 и 2) Конституции
Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации. Из этого вытекает и его
обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений
посредством официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137 Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации не обладает правом отклонения
принятых поправок и изменений - он обязан обнародовать (промульгировать) их,
как и в случаях, предусмотренных статьями 107(часть 3) и 108 (часть 2) Конституции Российской
Федерации, возлагающими на него полномочие совершать определенные действия по
подготовке принятых актов к опубликованию.
При возникновении споров между органами государственной
власти Российской Федерации и ее субъектами либо между субъектами Российской
Федерации по поводу внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской
Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные
процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1)Конституции Российской
Федерации.
Таким образом, новое наименование субъекта Российской
Федерации включается в статью 65 Конституции Российской
Федерации указом Президента Российской Федерации о приведении наименования
субъекта Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации в соответствие с
решением субъекта Российской Федерации. Это не противоречит содержанию и смыслу
Конституции Российской Федерации и не исключает возможности дополнительного
урегулирования порядка применения части 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74 и 75 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный
Суд Российской Федерации постановил:
1. Изменения наименования республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом
Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской
Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент
Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции
Российской Федерации.
Не является изменением наименования субъекта Российской
Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном
порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного
строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов
Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других
государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или
конституционно-правового статуса ее субъекта.
2. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным
Судом Российской Федерации толкование является официальным и обязательным для
всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует
непосредственно.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных
изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление
должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".

Конституция РФ

166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении"
